Н. А. Ларченко Воспитатель первой
квалификационной категории
Белгородской
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 23
II, III, IV и VI видов
(г. Белгород)
«СОЗДАНИЕ И
АПРОБАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В
УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Проблема сохранения и
укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной
сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень
здоровья населения нашей страны. Восточная мудрость гласит: «У кого есть
здоровье - у того есть надежда. У кого есть надежда - у того есть все!» В ней
определены два самых главных принципа, на которых строятся основы человеческого
бытия:
Первый – здоровье было,
есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и
общественного уклада жизни, так как дает предпосылки к развитию и
совершенствованию души и тела.
Второй - здоровье
является высшей ценностью общества, так как качество человеческой жизни и
состояние человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и
общества в целом. Чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании,
тем выше ресурс и потенциал развития самого общества. И именно это превращает
здоровье каждого индивида в общественное богатство.
Говорят, здоровье - это та вершина, на
которую каждый человек должен подняться
сам. Работая над этой темой со своими воспитанниками, я попросила их дать своё
определение понятия «здоровье».
Ответы детей были следующими:
- Здоровье - это самое дорогое, что есть у
человека.
- Здоровье
- это когда тебе хорошо. (отвечают дети)
- Здоровье - когда ничего не болит.
- Здоровье - когда человеку весело и комфортно.
- Здоровье - от слова "Здорово!"
- Здоровье - красота.
- Здоровье - сила.
- Здоровье - гибкость и стройность.
- Здоровье - гармония.
- Здоровье - когда ничего не мешает
радоваться.
Здоровье - когда у человека хороший
аппетит.
Здоровье - когда ты готов выполнить любую
работу.
Как утверждает Всемирная организация
здравоохранения, здоровье человека лишь на 10 % зависит от
качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50%
оно определяется образом жизни.
О значении условий для
занятий и рационального объема учебной нагрузки говорит заведующая лабораторией
научного центра охраны здоровья детей РАМН Степанова М.И.: «Здоровьесберегающая
среда в образовании – это не только и не столько оздоровительные мероприятия,
сколько гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей учебные
нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил». Создание
благоприятного психологического климата на занятиях – одно из важнейших условий
успешной адаптации воспитанников нашей школы-интерната.
Целью здоровьесберегающих
технологий на занятиях во второй половине дня является обеспечение возможности
сохранения здоровья не только за период
обучения, но и формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни,
чтобы научить воспитанников использовать полученные знания в повседневной
жизни.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению
человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в
оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в
сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Известно, что здоровый
образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой
закладывается в школьные годы. Внеклассная физкультурно-оздоровительная и
спортивно-массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения
зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы
в школе. Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность
грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы направленную
на оздоровление воспитанников школ-интернатов, приобщение их к ЗОЖ. Ведётся
совместная работа учителей физической культуры и медицинских работников по
отслеживанию состояния здоровья. Составляются графики и диаграммы состояния
здоровья учащихся, их анализ, учитывается охват учащихся занимающихся спортом.
Воспитанники моего класса посещали и продолжают посещать такие спортивные
кружки и секции: «Футбол», «Волейбол», «Баскетбол», «Теннис», «Пулевая
стрельба». Они неоднократно занимали призовые места, как в командных видах
спорта, так и в личных зачётах.
Одной из главных задач
школы-интерната является укрепление здоровья и правильное физическое развитие
учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры,
физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья,
спортивные праздники, дни здоровья и спорта и т.д.
В старших классах особое
внимание я старалась уделять пешеходным прогулкам и экскурсиям-походам по
родному краю.
Воспитание здорового
образа жизни у своих воспитанников я
считаю важнейшим звеном в системе воспитательной работы, которая способствует укреплению и сохранению
здоровья, формированию у воспитанников с ОВЗ потребности в двигательной активности.
Проблема
здоровьесберегающих технологий является достаточно сложной, так как требует
серьезных научных разработок и серьезных программ на уровне образовательного
учреждения, в которых предусматривалось бы сохранение здоровья не только
воспитанников, но и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Оканчивая нашу школу,
молодые люди строят определенные жизненные планы, чтобы их реализовать и
добиться профессионального успеха, необходим и хороший резерв здоровья. И
только при таких условиях можно говорить о светлом будущем наших воспитанников.
Литература и источники:
1. Дуркин П.К., Лебедева
М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России.
//Теория и практика физической культуры – 2004, № 8, 2 – 5с.
2. Зыкин П.В.
Экологическая безопасность жизнедеятельности человека [Текст]: учебное пособие
/ П.В. Зыкин; – М.:Армпресс, 2004. – 324с.
3. Здоровьесберегающая
деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их
решения//Школа – 2005,№3, 52 – 87с.
4. Марков В.В. Основы
здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст]: практикум / В.В.
Марков; – М.: Академия, 2005. – 320с.
5. Одум Ю. Экология, изд.
В 2-х томах [Текст]: учебное пособие / Ю.Одум; – М.: Наука, 2005. – 324с.
6. Смирнов И.П. Человек
– Образование – Профессия – Личность [Текст]: монография / И.П Смирнов; – М.: УМИЦ
Граф-Пресс, 2006. – 456с.
|