Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Мини-лекция с элементами игры к выступлению на МО воспитателей «Сопротивление давлению социального окружения»
[ Скачать с сервера (179.1 Kb) ] 06.11.2017, 13:41
«Сопротивление давлению социального окружения» Мини-лекция «Конформное поведение» Уважаемые педагоги, часто ли вам бездумно приходилось подчиняться давлению сверстников, следовать чужому мнению? Как вы думаете: «Что такое «конформизм»?». Оказывается, вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получило название конформизма. Термином «конформизм» психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда идя при этом против истины. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному. Конформизм в общем плане определяется как пассивное, приспособленческое принятие групповых стандартов в поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм и правил, безусловное признание авторитетов. Конформизм повседневно существует в малых группах в школе, на работе, в клубах, в группах по интересам, в семье и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения. Степень конформности человека обусловлена и зависит: во-первых, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее для него, тем ниже уровень конформности. во-вторых, от авторитета тех, кто высказывает те или иные взгляды в группе. Чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше конформность членов этой группы. в-третьих, от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, от их единодушия. Давайте рассмотрим с вами такое понятие, как «конформное поведение». Конформные поведение – это ситуационное поведение человека в условиях конкретного группового давления. Другими словами, конформное поведение - соглашательское, бездумное поведение, стандарт поведения в группах, в которых ответственность распылена. «Я согласен. Я - как все!». В основе конформного поведения обычно лежит страх и отсутствие привычки думать самостоятельно. Выделяют два типа конформного поведения: 1. Внешнее подчинение, проявляющееся в сознательном приспособлении к мнению группы. При этом возможны два варианта самочувствия индивида: • подчинение сопровождается острым внутренним конфликтом; • приспособление происходит без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта. 2. Внутреннее подчинение, когда часть людей воспринимает мнение группы как свое собственное, придерживает его и за ее пределами. Существуют следующие виды внутреннего подчинения: • бездумное принятие неверного мнения группы по принципу «большинство всегда право»; Таким образом, конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства, при этом являясь защитой психики человека. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения, творческого начала. В заключении хочется сделать вывод: скорее всего, для человека желательно проявление «разумной» доли конформизма, что определяется, в первую очередь, реальной самооценкой и достаточным уровнем уверенности в себе. Упражнение «Марионетки». Цель: определить, что чувствует человек, когда им кто-то управляет, он не свободен и лишен права выбора. Время: 10 минут. Материал: стулья. Техника проведения: участники должны разбиться на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Для каждой тройки ставятся два стула друг напротив друга на расстоянии 3 - 4 метра. Инструкция: сейчас нам предстоит побывать в кукольном театре. Для этого необходимо разбиться на три группы следующим образом: Пьеро, Буратино, Арлекин. Арлекин делает 2 шага вперед, Буратино - 1 шаг вперед, а Пьеро стоит на месте. Теперь объединяемся в тройки. В каждой группе два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Задача «кукловодов» - перевести «куклу» от одного стула к другому. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. Анализ: Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»? Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было? Хотелось ли что-либо сделать самому? Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному». - Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять) Ведущий выражает отказ по-разному. - Что вы можете сказать об услышанных отказах? а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять. - Кто получил на своё предложение такой вид отказа? б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике. - Кто получил такой отказ? в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку». г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес». д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления». Вывод: о разных видах отказа. Дискуссия в малых группах на тему: «Портрет подростка с зависимым поведением». Цель: научить участников проводить анализ и адекватно реагировать в проблемных ситуациях, обучение навыкам ведения дискуссии. Время: 15 минут. Техника проведения: участники группы разбиваются на 3 малые группы, выбирают председателя, таймера, спикера, секретаря. Каждой группе дается задание, которое надо будет сначала обсудить, затем записать на листе бумаги. После этого, группа садится в круг и один из представителей каждой малой группы зачитывает качества. Остальные добавляют, соглашаются, либо возражают, предлагая свои вари¬анты. Материал: 3 листа ватмана, маркеры, список качеств личности. Инструкция: я приветствую вас в нашем дискуссионном клубе! Для работы предлагаю разделиться на 3 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику деления: я на ухо каждому из вас скажу одно слово. Это будет животное (медведь, лиса, заяц). Задача: найти своих, т. е. тех, кому это животное было сказано. Найти тихо, без слов, используя только жесты и мимику. Для работы каждая малая группа избирает: председателя, таймера, спикера, секретаря. Сейчас я вам раздам вопросы для обсуждения. Используйте при обсуждении принципы мозгового штурма и соблюдайте правила работы группы. На работу вам дается 5 минут. Задание 1 группе. Отметьте положительные стороны подростка с зависимым поведением. Напишите качества, какими он должен обладать. Задание 2 группе. Отметьте отрицательные стороны подростка с зависимым поведением. Напишите качества, какими он должен обладать. Задание 3 группе. Составьте портрет подростка с зависимым поведением. Напишите качества, какими он должен обладать. Просим спикеров прикрепить лист ватмана к стене и доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам. Поаплодируем за хорошую продуктивную работу. Анализ: Кто хочет что-либо добавить или с чем не согласен? Все ли выдвинутые идеи принимаются? Если да, то выносим на обще групповое голосование. Что меня удивило? Какие для себя вы сделали выводы? Не хотели бы Вы что-либо изменить в себе, в своем поведении? Игровое моделирование реальных ситуаций. Сейчас вы сможете проверить и оценить себя сами, как вы можете противостоять групповому давлению. Классу предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры (не занятые в инсценировании) оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам: • реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа; • возможность избежать данного конфликта, агрессии; • целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности). Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения. Цель: обучение навыкам выхода из сложных жизненных психотравмирующих ситуаций. Время: 15 минут. Техника проведения: участники группы разбиваются на 3 малые группы. Каждой группе дается своя ситуация. Они должны представить вариант ее завершения в виде театрализованной сценки. Инструкция: ребята, я приветствую вас на театрализованной сцене! Для работы предлагаю разделиться на 3 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику деления: белый, мягкий, пушистый. Каждой группе дается своя ситуация. Вы должны представить вариант ее завершения в виде театрализованной сценки. Итак, на обсуждение задания 3 минуты. 1 – Вы с компанией сверстников гуляете по улице и встречаете ребенка 9 лет. Один из лидеров вашей компании предлагает вам отобрать у мальчика сотовый телефон. Ваши действия? 2 – Одноклассники идут по улице и распивают алкогольный коктейль. Вы спортсмен. По дороге на тренировку встречаетесь со своими одноклассниками, которые предлагают выпить. Ваши действия? 3 – Действие происходит в школе. Основная часть одноклассников не выучили уроки по предмету «химия». Все решили уйти с урока, т. е. прогулять. Ваши действия? Ситуация – 1. (автор, Дарья, Инга) В дверь позвонили. Инга открыла дверь – на пороге стояла Дарья, её давняя подружка. Девочки уселись на кухне и стали оживлённо обсуждать новости. Дарья: «Слушай, Инга, давай покурим». Инга: «Сейчас, только сигареты принесу». Дарья: «Да не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?» Инга растерялась: «Нет». Дарья протянула Инге сигарету: «Слушай, такой кайф, и не опасно совсем! На, попробуй!» Ситуация – 2. (автор, Сергей, 1 подросток, 2 подросток) Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе кроме них никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч. 1 подросток достал из кармана тюбик с клеем: «Ну что, мультяшки что ли посмотрим?» Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились. 2 подросток спросил: «А ты чего расселся? А ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея. Ситуация – 3 (автор, Димка, папа Лены) Этого дня Димка ждал очень долго. Совершенно неожиданно Лена – девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Димке, пригласила его на день рождения. Праздник получился очень весёлым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Лены достал из шкафа большую красивую бутылку. Папа Лены: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!» Большинство ребят за столом радостно оживились. Димка насторожился. Анализ: Какая роль тебе досталась? Было ли тебе комфортно играть эту роль? Знакомы ли тебе проигрываемые ситуации? Сталкивался ли ты с ними или твои друзья? Что было легким в проблемной ситуации? Что было самым трудным в проблемной ситуации? Что ты вынес для себя из этой ролевой игры? Что можно добавить в игру? Итог. Сделаем вывод: какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению? Памятка «Правила уверенного отказа»: 1. Если хотите в чем – либо отказать человеку, чётко и однозначно скажите ему «НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго. 2. Отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно. 3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно. 4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите. 5. Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т. д.). 6. Не оскорбляйте и не будьте агрессивными. Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня». - Что нового узнали? - Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились? Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет», белая – занятие пустое, никому не нужное». 1 – Вы с компанией сверстников гуляете по улице и встречаете ребенка 9 лет. Один из лидеров вашей компании предлагает вам отобрать у мальчика сотовый телефон. Ваши действия? 2 – Одноклассники идут по улице и распивают алкогольный коктейль. Вы спортсмен. По дороге на тренировку встречаетесь со своими одноклассниками, которые предлагают выпить. Ваши действия? 3 – Действие происходит в школе. Основная часть одноклассников не выучили уроки по предмету «химия». Все решили уйти с урока, т. е. прогулять. Ваши действия? Ситуация – 1. (автор, Дарья, Инга) В дверь позвонили. Инга открыла дверь – на пороге стояла Дарья, её давняя подружка. Девочки уселись на кухне и стали оживлённо обсуждать новости. Дарья: «Слушай, Инга, давай покурим». Инга: «Сейчас, только сигареты принесу». Дарья: «Да не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?» Инга растерялась: «Нет». Дарья протянула Инге сигарету: «Слушай, такой кайф, и не опасно совсем! На, попробуй!» Ситуация – 2. (автор, Сергей, 1 подросток, 2 подросток) Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе кроме них никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч. 1 подросток достал из кармана тюбик с клеем: «Ну что, мультяшки что ли посмотрим?» Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились. 2 подросток спросил: «А ты чего расселся? А ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея. Ситуация – 3 (автор, Димка, папа Лены) Этого дня Димка ждал очень долго. Совершенно неожиданно Лена – девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Димке, пригласила его на день рождения. Праздник получился очень весёлым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Лены достал из шкафа большую красивую бутылку. Папа Лены: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!» Большинство ребят за столом радостно оживились. Димка насторожился.
Категория: Мои файлы | Добавил: Natali | Теги: работа с детьми с ОВЗ, Психолдогия, конформизм
Просмотров: 295 | Загрузок: 2 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: